Историко-биографическая энциклопедия Руси
     От Руси древней до Империи Российской

  Навигация

РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ

Для начала приведем несколько статей из Советского энциклопедического словаря [4-е издание, М. 1987]. Кстати, энциклопедический словарь "История Отечества" [М. "Большая Российская энциклопедия", 1999], как ни странно, дословно повторяет его статьи, а по количеству статей о летописях заметно ему уступает:

      ЛЕТОПИСИ - исторические произведения, вид повествовательной литературы в России XI-XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава — своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., «Повесть временных лет», Никоновская летопись и др.) и местными (Новгородские летописи и др.). Сохранились главным образом в поздних списках.

      - общерусский летописный свод, составлен в Киеве во 2-м десятилетии XII в. Нестором. Редактировалась Сильвестром и др. Текст включает летописные своды XI в. и другие источники. История Руси в Повести временных лет» связана со всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.
      ЛАВРЕНТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - написана монахом Лаврентием и другими писцами в 1377. В основе — владимирский свод 1305. Начинается «Повестью временных лет» (древнейший список).
      ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - свод начала XV века, восходит к южнорусскому летописному своду конца XIII в. Включает «Повесть временных лет» с продолжением до 1117, Киевский свод кон. XII в.,
Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре.
      ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, часть Ипатьевской летописи, описание событий с нач. XIII в. до 1292 на территории Галицко-Волынского княжества и др.
      РАДЗИВИЛЛОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ (Кенигсбергская) - древнерусский свод, близкий по содержанию Лаврентьевской и некоторым другим летописям, доведена до 1206. Сохранилась в списке кон. XV в. Включает 617 красочных миниатюр. Принадлежала литовскому князю Б. Радзивиллу, позже — библиотеке г. Кенигсберг, в середине XVIII в. поступила в Петербургскую Академию наук.
      РОГОЖСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ - древне-русский летописный свод XV в. События от расселения славян до 1412 г. Ряд уникальных сведений за XIV в., освещение с точки зрения тверских летописцев. Открыт в собрании рукописей Рошожского кладбища в Москве (отсюда название).
      ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - общерусский свод XVI в., отличается полнотой использования источников. Один из списков хранился в Новоиерусалимском (Воскресенском) монастыре (совр. г.Истра Московской области).
      НИКОНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ - общерусский свод XVI в. Компиляция многих источников по истории России. Составлена около 1539-42. В 40-60-х гг. XVI в. на основе никоновской летописи составлен Лицевой летописный свод. Один из списков никоновской летописи (сер. XVII в.) принадлежал патриарху Никону.

      ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД, русский, украшенный 16 тыс. миниатюр, 10 томов, около 9 тыс. листов. Составлен в 60-х гг. XVI в. Охватывал период «от сотворения мира» до 1567.

Князь Дмитрий выступает с войском навстречу Мамаю. (Лицевой летописный свод. Второй Остермановский том, с 146).


      "СТЕПЕННАЯ КНИГА" - памятник русской исторической литературы. Составлена в 1560-1563 гг. духовником царя Ивана IV Васильевича Андреем (позднее - митрополит Афанасий). Систематическое изложение русской истории от Владимира I Святославича до Ивана IV включительно по материалам летописей, хронографов, родословных книг и др. Разделена на 17 граней (родословных степеней).
      "КАЗАНСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ" - русская историческая повесть о Казанском ханстве ("царстве") с древнейших времен до 1552 года. Составлен около 1564-1566 гг. неизвестным автором по татарским преданиям, письменным источникам и др.
      НОВГОРОДСКИЕ ЛЕТОПИСИ - списки летописных сводов, посвященные истории Новгородской и других русских земель с XI до XVII вв. Изданные новгородские летописи обозначены № I-V. В состав Новгородской первой летописи входят Краткая редакция Русской правды, часть летописного свода, предшествовавшего «Повести временных лет», и др.
      ПСКОВСКИЕ ЛЕТОПИСИ - составлены в Пскове в XIV-XVII вв. Посвящены истории Пскова, народов Прибалтики и другим событиям.

      Как видим, статьи кратки и дают только общее представление о составе и характере русских летописей. Хотелось бы привести некоторые более подробные сведения, которые содержатся в книге В.Н.Демина "Загадки русских летописей" [М. "Вече", 2001].

* * *

      Официально летописание на Руси продолжалось чуть более шести столетий. Первые летописи по образцу византийских хронографов были созданы в XI веке, а к концу XVII века все само собой завершилось: начиналось время Петровских преобразований, и на смену рукописным творениям пришли печатные книги. За шесть столетий были созданы тысячи и тысячи летописных списков, но до нынешних времен их сохранилось около полутора тысяч. Остальные - в том числе и самые первые - погибли в результате погромов и пожаров. Самостоятельных летописных сводов не так уж и много: подавляющее большинство списков - это рукописное тиражирование одних и тех же первоисточников. Самыми старыми из сохранившихся считаются летописи: Синодальный список Новгородской первой (XIII-XIV вв.), Лаврентьевская (1377 год), Ипатьевская (XV в.), иллюстрированная Радзивиловская (XV век).

      Оригинальные летописи имеют собственные названия - по именам создателей, издателей или владельцев, а также по месту написания или первоначального хранения (нынче все летописи находятся в государственных библиотеках или иных хранилищах). Например, три самые знаменитые русские летописи - Лаврентьевская, Ипатьевская и Радзивиловская - названы так: первая - по имени переписчика, монаха Лаврентия; вторая - по месту хранения, костромского Ипатьевского монастыря; третья - по имени владельцев, литовского великокняжеского рода Радзивиллов.

     В научном и житейском обиходе используются почти как синонимы слова "летопись", "летописец", "временник", "хронограф". Так оно, в общем, и есть, но все же некоторые различия имеются.

      ЛЕТОПИСЬ - историческое произведение, в котором повествование велось по годам. Отдельные части (главы) летописного текста, привязанные к конкретному году (лету), в настоящее время принято именовать статьями (на мой взгляд [В.Д.], название избрано не самое удачное). В русских летописях каждая такая новая статья начиналась словами: "В лето такое-то...", имея в виду соответствующий год. Летосчисление велось, однако, не от Рождества Христова, то есть не от новой эры, а от библейского Сотворения мира. Считалось, что это произошло в 5508 году до рождения Спасителя. Таким образом, в 2000 году наступил 7508 год от Сотворения мира. Ветхозаветная хронология в России просуществовала вплоть до петровской реформы календаря, когда был принят общеевропейский стандарт. В летописях же счет по годам велся исключительно от Сотворения мира, старое летосчисление завершилось официально 31 декабря 7208 года, за ним последовало 1 января 1700 года*.

* Юлианский календарь вместе с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей был введен на Руси вместе с принятием христианства. Однако одновременно сохранилось языческое начало года - с 1 марта. Лишь в 1492 году, в соответствии с церковной традицией, начало года было официально переведено на 1 сентября, а с 1 января 1700 года Петр I произвел реформу календаря, и Россия перешла на европейский отсчет годов - от Рождества Христова. Поэтому перевод летописного времени на язык современных цифр вызывает неизбежные трудности. Не вдаваясь в какие-либо хронологические тонкости, отмечу лишь, что вышеупомянутая цифра вычитания из летописных сроков - 5508 - распространяется только на январь-август, а для сентября-декабря берется уже скорректированная цифра вычитания - 5509 лет.
(Подробнее см. Климишин И.А. Заметки о нашем календаре)

      ЛЕТОПИСЕЦ - терминологически то же, что и летопись. Например, Радзивиловская летопись начинается словами: "Сия книга - летописець", а Ермолинская: "Летописець Рускии весь от начала и до конца". Софийская первая летопись также именует себя: "Летописец Рускыя земли...". (Написание же самого слова в рукописных оригиналах: в первых двух случаях с "мягким знаком", в последнем - без оного). Другими словами, многие летописи изначально именовались летописцами, но со временем утвердилось их иное (более солидное, что ли) название. В позднейшие времена летописец, как правило, излагает события сжато - особенно это касается начальных периодов мировой и русской истории. Хотя слова "летопись" и "летописец" являются исконно русскими, как понятия они применяются и к иностранным историческим сочинениям того же плана: так, популярный на Руси переводной компилятивный памятник, излагавший события мировой истории, именовался "Летописец елинский и римский", а название многотомного исторического труда, посвященного монгольским завоеваниям, знаменитого персидского историка Рашида ад-Дина переводится как "Сборник летописей".

      ВРЕМЕННИК - раньше употреблялось в качестве синонимов слов "летопись" и "летописец" (например, "Русский временник", "Временник Ивана Тимофеева"). Так, Новгородская первая летопись младшего извода открывается словами: "Временникъ еже есть нарицается летописание князей и земля Руския...". Начиная с XIX века данный термин применяется, в основном, к ежегодным периодическим изданиям: например, "Временник императорского Московского общества истории и древностей Российских", "Временник Пушкинской комиссии" и др.

      ХРОНОГРАФ - средневековое историческое сочинение в православных странах - Византии, Болгарии, Сербии, России, синоним "летописи". Некоторые поздние русские летописные сочинения также поименованы хронографами; как правило, события мировой истории, заимствованные из византийских компендиумов, излагаются более подробно, чем в обычных летописях, а отечественная история, по существу, механически пристегивается к переводным текстам.

      ХРОНИКА (по-древнерусски - кроника) - по смыслу то же самое, что "хронограф" или "летопись", но распространена она была, главным образом, в западноевропейских странах, а также в славянских, тяготеющих к Западу (Польша, Чехия, Хорватия и др.). Но есть исключения: в Древней Руси, Болгарии и Сербии были чрезвычайно популярны переводы "Хроник" византийских историков Иоанна Малалы и Георгия Амартола, откуда черпались основные познания по мировой истории.

      ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД - соединение в единое повествование разных летописных записей, документов, актов, беллетристических повестей и житийных произведений. Подавляющее большинство дошедших до нас летописей представляют собой своды.

      ЛЕТОПИСНЫЙ СПИСОК - переписанные в разное время, разными лицами (и к тому же в разных местах) одинаковые летописные тексты. Понятно, что одна и та же летопись может иметь множество списков. Например, Ипатьевская летопись известна в восьми списках (при этом ни одного первичного списка, именуемого ПРОТОГРАФОМ, начальных летописей ко времени, когда ими занялись историки-профессионалы, не сохранилось).

      ЛЕТОПИСНЫЙ ИЗВОД - редакционная версия какого-либо текста. Например, известны Новгородская первая и Софийские летописи старшего и младшего изводов, которые отличаются друг от друга по особенностям языка.

* * *

      О генетической связи между различными сводами, списками, редакциями русского летописания дает представление схема, изображенная ниже:


Схема соотношения основных летописных сводов по М.Д.Приселкову.
(Приселков М.Д. Истории русского летописания XI - XV вв. СПб., 1996)

      Вот почему, когда читатель берет в руки современное издание Начальной летописи, поименованной по первой строке "Повесть временных лет", он должен помнить и понимать, что ему предстоит прочесть (или перечитать) отнюдь не оригинальное творение монаха Киево-Печерской лавры Нестора (1056-1114), которому по традиции (хотя и не всеми разделяемой) приписывается создание этого литературного и историографического шедевра. Впрочем, и у Нестора были предшественники, не говоря уж о том, что "отец русского летописания" опирался на богатейшую устную традицию. Предполагается (и это аргументированно обосновали выдающиеся исследователи русского летописания - А.А. Шахматов и М.Д.Приселков), что прежде чем обмакнуть перо в чернильницу, Нестор познакомился с тремя летописными сводами - Древнейшим (1037), сводом Никона (1073) и сводом Ивана (1093) (См. схему).

  Начало русского летописания по М.Д.Приселкову. (Приселков М.Д. Истории русского летописания XI - XV вв. СПб., 1996)

      Кроме того, полезно не упускать из вида, что самостоятельно, то есть в отрыве от конкретных летописей, "Повесть временных лет" не существут. Современные "отдельные" издания - это продукт искусственной препарации, как правило, на основе Лаврентьевской летописи с дополнением незначительных фрагментов, фраз и слов, взятых из других летописей. По объему то же -       Следы Несторова протографа теряются сразу же после смерти великого русского подвижника. Основательно обработанный и отредактированный, он был положен в основу летописного свода, по заданию       Вот с этой литературной химерой (в позитивном смысле) и имеет дело современный читатель. Что удивительно: если подлинного Несторова текста теперь уж не дано увидеть и прочесть никому, то лицезреть самого Нестора может каждый желающий. Мощи первого русского летописца, обернутые в траурные одеяния, открыты для обозрения в подземных галереях Киево-Печерской лавры.


См. также: Демин В.Н. "Загадки русских летописей" М. Вече, 2001:
Глава 1. Давным-давно, давным-давно, давным-давно... (Предлетописная эпоха);
Глава 2. Пробуждение державы (Эпоха первых Рюриковичей);
;
;
Глава 5. Твердь России (Эпоха Московского царства);

На главную

КИЕВСКАЯ РУСЬ

Хронология княжения

879 - 912 Олег Вещий
912 - 946 Игорь Старый
946 - 972 Святослав I, Великая княгиня Ольга
972 - 980 Ярополк Святославич
980 -1015 Владимир I Святославич Красное Солнышко
1015-1015 Святополк I Ярополкович Окаянный
1015-1017 Ярослав Владимирович Мудрый
1017-1019 Святополк I Ярополкович Окаянный
1019-1054 Ярослав Владимирович Мудрый
1054-1068 Изяслав Ярославич
1068-1069 Всеслав Брячиславович Полоцкий
1069-1073 Изяслав Ярославич
1073-1076 Святослав II Ярославич
1076-1076 Всеволод I Ярославич
1077-1078 Изяслав Ярославич
1078-1093 Всеволод I Ярославич
1093-1113 Святополк II Изяславич
1113-1125 Владимир II Всеволодович Мономах
1125-1132 Мстислав Владимирович
1132-1139 Ярополк Владимирович
1139-1139 Вячеслав Владимирович
1139-1146 Всеволод II Ольгович
1146-1146 Игорь Ольгович
1146-1149 Изяслав Мстиславич
1149-1150 Юрий Владимирович Долгорукий
1150-1150 Вячеслав Владимирович
1150-1150 Изяслав Мстиславич
1150-1150 Юрий Владимирович Долгорукий
1151-1154 Изяслав Мстиславич
1154-1154 Ростислав Мстиславич
1155-1155 Изяслав Давыдович
1155-1157 Юрий Владимирович Долгорукий
1157-1159 Изяслав Давыдович
1159-1159 Ростислав Мстиславич
1159-1160 Изяслав Давыдович
1160-1168 Ростислав Мстиславич
1168-1169 Мстислав Изяславич

РУСЬ ВЛАДИМИРСКАЯ

Хронология княжения

1169-1174 Андрей Юрьевич Суздальский (Боголюбский)
1174-1174 Ярополк Ростиславич
1174-1176 Михаил Юрьевич
1176-1212 Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо
1212-1216 Юрий Всеволодович
1216-1218 Константин Всеволодович Добрый
1218-1238 Юрий Всеволодович
1238-1246 Ярослав Всеволодович
1246-1248 Святослав Всеволодович
1248-1248 Михаил Ярославич Хоробрит
1248-1252 Андрей Ярославич
1252-1263 Александр Ярославич Невский
1264-1272 Ярослав Ярославич
1272-1276 Василий Ярославич
1276-1281 Дмитрий Александрович
1281-1283 Андрей Александрович
1283-1294 Дмитрий Александрович
1294-1304 Андрей Александрович
1304-1318 Михаил Ярославич Тверской
1319-1322 Юрий Даниилович Московский
1322-1326 Дмитрий Михайлович Тверской
1326-1327 Александр Михайлович Тверской

РУСЬ МОСКОВСКАЯ

Хронология княжения

1328-1341 Иван I Даниилович Калита
1341-1353 Симеон Иванович Гордый
1353-1359 Иван II Иванович Милостивый
1359-1363 Дмитрий Константинович Суздальский
1363-1389 Дмитрий Иванович Донской
1389-1425 Василий I Дмитриевич
1425-1433 Василий II Васильевич
1433-1434 Юрий Дмитриевич
1434-1462 Василий II Васильевич Темный

РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО

Хронология правления

1462-1505 Иван III Васильевич
1505-1533 Василий III Иванович
1533-1584 Иван IV Васильевич Грозный
1584-1598 Федор Иванович
1598-1605 Борис Федорович Годунов
1605-1605 Федор Борисович Годунов
1605-1606 Лжедмитрий I
1606-1610 Василий IV Шуйский
1610-1613 Смутное время. Семибоярщина
1613-1645 Михаил Федорович Романов
1645-1676 Алексей Михайлович Романов Тишайший
1676-1682 Федор Алексеевич Романов
1682-1696 Иван V Романов, Петр I

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Хронология правления

1696-1725 Петр I Алексеевич Романов
1725-1727 Екатерина I Алексеевна
1727-1730 Петр II Алексеевич
1730-1740 Анна Ивановна
1740-1741 Иван VI Антонович
1741-1761 Елизавета Петровна
1761-1762 Петр III Федорович
1762-1796 Екатерина II Алексеевна
1796-1801 Павел I Петрович
1801-1825 Александр I Павлович
1825-1855 Николай I Павлович
1855-1881 Александр II Николаевич
1881-1894 Александр III Александрович
1894-1917 Николай II Александрович

   2010© Историко-биографическая энциклопедия Руси