Историко-биографическая энциклопедия Руси
     От Руси древней до Империи Российской

  Навигация

А.А.БУШКОВ

РОССИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО: ЗАГАДКИ, ВЕРСИИ, ГИПОТЕЗЫ


(13)

БЕСЫ В ОПТИЧЕСКОМ ПРИЦЕЛЕ.

"Одно, что мы можем и должны сказать русскому интеллигенту, это - постарайся стать человеком ".
М.О. ГЕРШЕНЗОН (1909 г.)

"А назывались они все одинаково. Кратко и выразительно. Как на заборе!"
В. ПИКУЛЬ

   Один из самых живучих и стойких российско-советских мифов - миф о вы-
соком предназначении, высокой миссии и духовном превосходстве так  назы-
ваемой "интеллигенции"...
   Советский энциклопедический словарь 1988 г.  определяет  "интеллиген-
цию" как "Общество, слой людей, профессионально занимающийся умственным,
преим. сложным, творческим трудом, развитием и распространением  культу-
ры. Термин "И." введен писателем П.Д. Боборыкиным (в 60-х  гг.  19  в.).
Вопросы возникают мгновенно: к чему было выдумывать какой-то особый тер-
мин, не существовавший доселе ни в одном языке, если неплохи были и ста-
рые: "ученый", "интеллектуал", "человек искусства"? И как быть, если че-
ловек, "профессионально занимающийся сложным творческим трудом", тем  не
менее категорически отказывается признавать себя интеллигентом? (У  Л.Н.
Гумилева спросили однажды: "Вы интеллигент?" "Да боже упаси!" -  замахал
тот руками.)
   Поневоле вспоминаются слова дореволюционного мыслителя  Г.  Федотова:
интеллигенция - это специфическая группа, "объединяемая идейностью своих
задач и беспочвенностью своих идей". Что подтвердил  один  перестроечный
публицист, без колебаний причислявший себя  к  интеллигенции:  "интелли-
гент" - это "псевдоним для некоего типа личности", "людей  определенного
склада мысли и определенных политических взглядов". Умри,  Денис,  лучше
не напишешь!
   История вопроса начинается и в самом деле в 60-е гг. 19 в. По  свиде-
тельству камергера Д.Н. Любимова, "в связи с проектом какого-то циркуля-
ра министерства внутренних дел, где упоминалась  русская  интеллигенция,
Победоносцев писал Плеве: "Ради Бога, исключите слова "русская  интелли-
генция". Ведь такого слова "интеллигенция" по русски нет, Бог знает, кто
его выдумал, и Бог знает, что оно означает...""
   Победоносцев, выдающийся публицист и мыслитель, в данном случае  ока-
зался не прав. Министр внутренних дел Плеве изучил вопрос и пришел к вы-
воду, что термин "интеллигенция" все же означает некое вполне определен-
ное понятие - никоим образом не отождествлявшееся,  однако,  с  понятием
"образованная часть населения". Сын камергера  Любимова  охарактеризовал
интеллигенцию так: "Прослойка между народом и дворянством, лишенная при-
сущего народу хорошего вкуса". Добавлю от себя: лишенная и подлинной об-
разованности, и способности мыслить логически, и патриотизма.
   Плеве говорил Любимову-старшему: "Та часть  нашей  общественности,  в
общежитии именуемая русской интеллигенцией, имеет одну,  преимущественно
ей присущую особенность: она принципиально и притом восторженно  воспри-
нимает всякую идею, всякий факт, даже слух, направленные к дискредитиро-
ванию государственной, а также духовно-православной власти, ко всему  же
остальному в жизни страны она индефферентна". В 1912 г., уже после смер-
ти Плеве от руки интеллигента-бомбиста,  военный  историк,  Генерального
штаба генерал-майор Е.И. Мартынов (впоследствии убит большевиками),  на-
писал не менее горькие строки: "Попробуйте  задать  нашим  интеллигентам
вопросы: что такое война, патриотизм, армия, военная специальность,  во-
инская доблесть? Девяносто из ста ответят  вам:  война  -  преступление,
патриотизм - пережиток старины, армия - главный тормоз прогресса,  воен-
ная специальность - позорное ремесло,  воинская  доблесть  -  проявление
глупости и зверства..."
   Стоит ли удивляться, что в 1905 г.  русские  интеллигенты  отправляли
телеграммы японскому микадо, поздравляя его с победой над Россией?
   Ненавидящие свою страну, не знающие и не  понимающие  своего  народа,
отвергающие как "устаревшие" все национальные  и  религиозные  ценности,
вечно гоняющиеся за миражами, одержимые желанием переделать мир по своим
схемам, ничего общего не имеющим с реальной жизнью, без  всякого  на  то
основания полагающие себя солью земли - интеллигенты разожгли  в  России
революционный пожар. Н.А. Бердяев писал: "Интеллигенция скорее напомина-
ла монашеский орден или религиозную  секту,  со  своей  особой  моралью,
очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими  осо-
быми нравами и обычаями... Интеллигенция была у нас идеологической, а не
профессиональной или экономической группировкой... Для интеллигенции ха-
рактерна беспочвенность, разрыв со всяким сословным  бытом  и  традиция-
ми... По условиям русского политического строя  интеллигенция  оказалась
оторванной от реального социального дела,  и  это  очень  способствовало
развитию в ней социальной мечтательности".
   Вот только "мечтательность" эта сочеталась с револьверами и  бомбами.
Пятнадцать лет интеллигенты из "Народной воли",  равнодушно  списывая  в
"неизбежные издержки" десятки случайных жертв, охотились за  Александром
и убили-таки, за несколько дней до того, как государь намеревался  огла-
сить конституцию. Крайне любопытны обширные мемуары одного из участников
этой "дикой охоты" Н.А. Морозова [127]. Оказывается, он  и  его  друзья,
люди взрослые и образованные, были убеждены, что "казнь тирана"  и  про-
возглашение всех и всяческих свобод... автоматически приведут к  молние-
носному перерождению "темного народа", в России тут же воцарится  всеоб-
щая  братская  любовь.  Взрослые  люди...  Но  вот  означенный   Морозов
странствует переряженным по деревням. Чтение увлекательнейщее - романти-
ческий юноша впервые попал в "мир народа",  смотрит  прямо-таки  глазами
марсианина... И на каждом шагу убеждается, что кабинетные  схемы  ничего
общего с реальностью не имеют. Народовольцы отчего-то решили, что хлебо-
роб полагает городского ремесленника отбросом общества, но мужики,  ока-
зывается, питают нескрываемое уважение к имеющему специальность  горожа-
нину. По подложному паспорту Морозов числится печником, и его лепет, что
он-де ищет в деревенской жизни высшего совершенства, вызывает у мужичков
лишь недоумение. "Сектант, поди, какой" - наконец выносят они вердикт  и
успокаиваются. Кто ж еще, кроме сектанта, будет так себя вести?
   Вот "печника" обсчитала разбитная кабатчица, бой-баба, и юноша задает
себе резонный вопрос: "Неужели после установления всеобщей  свободы  эта
хитрая баба станет святой Лукрецией?"
   Тут бы и остановиться, задуматься: если реальная жизнь ничуть не  по-
хожа на то, что народники о ней нафантазировали, не честнее ли забыть  о
бомбах и прокламациях? Увы, мышление народовольцев сворачивает  на  при-
вычную колею: "что ж, тем хуже для реальности..." Если народ  равнодушен
к новоявленным "избавителям" - его, темного, следует помимо желания вес-
ти к счастью железной рукой...*
   После смерти Александра III,  невероятными  усилиями  сбившего  волну
террора, гангрена распространяется вновь. И это уже не  деклассированные
одиночки вроде богатейшего помещика Лизогуба и крестьянского сына Халту-
рина. Общество охвачено какой-то жуткой паранойей либерализма и самораз-
рушения.

   * Морозов оказался из тех немногих, кого удалось вернуть к нормальной
жизни: отсидев в крепости двадцать пять лет, он поумнел и  стал  крупным
ученым.

   Несколько характерных примеров. В феврале 1899 г. ректор Санкт-Петер-
бургского университета вывешивает объявление, где пишет: в прежние  годы
студенты при наступлении каникул учиняли в  пьяном  состоянии  групповые
беспорядки в общественных местах, а посему он, ректор, ставит это госпо-
дам студентам на вид и предупреждает, что в нынешнем году полиция  наме-
рена гасить в зародыше подобные шалости. О революционных идеях - ни сло-
ва. Но господа юные интеллигенты, ужасно обиженные столь  явным  посяга-
тельством царского сатрапа на права личности, выходят толпой  на  улицу.
Полиция, понятно, принимает надлежащие меры. Тогда к студенческой забас-
товке подключаются все высшие учебные заведения империи  и  бастуют  два
месяца.
   (Между прочим, у замечательного русского  поэта  Афанасия  Фета  была
примечательная привычка. В течение многих лет он,  проезжая  по  Москве,
каждый день приказывал кучеру остановиться возле  университета,  опускал
стекло и плевал в сторону "цитадели знаний". Об этом рассказала в  своих
мемуарах сестра А.П. Чехова. Современный комментатор-интеллигент охарак-
теризовал действия Фета как "злобное невежество" - а это лишний раз  до-
казывает, что интеллигенция неизлечима...)
   14 мая 1906 г. в Севастополе брошена бомба в коменданта города  гене-
рала Неплюева. Генерал уцелел, но погибло восемь случайных  прохожих  (в
том числе двое детей), несколько десятков человек  ранены.  Но  депутаты
Государственной думы публично называют  суд  над  схваченными  на  месте
преступления  бомбистами  "кровопролитием",  а  левая  печать  призывает
родственников погибших отбросить эмоции и понять, что их близкие погибли
по чистой случайности, во имя святого дела...
   Впрочем, это не единственный случай, когда жертвами террора  станови-
лись абсолютно непричастные. Летом 1906 г. в Петергофе  вместо  генерала
Трепова убили генерала Козлова. В  Пензе  вместо  жандармского  генерала
Прозоровского по ошибке убили пехотного генерала  Лиссовского.  В  Киеве
вместо жандармского генерала Новицкого ударили ножом отставного  армейс-
кого генерала.
   В том же году депутат Думы Герценштейн с думской трибуны весело назы-
вает "иллюминациями" многочисленные поджоги дворянских усадеб, сопровож-
давшиеся убийствами, изнасилованиями, зверствами. Именно за эти слова, а
не за еврейское происхождение правые вскоре убили весельчака...
   14 мая того же года боевики из "еврейской самообороны" обстреляли ка-
толический крестный ход, что повлекло за собой еврейский погром, прекра-
щенный спешно прибывшими войсками. Комиссия из членов Госдумы... обвини-
ла правительство в организации погрома.
   В Сибири, в Томске, левые боевики начали стрелять из  револьверов  по
крестному ходу. Его участники, оказавшись под огнем, кинулись на револю-
ционеров, отобрали оружие, загнали "леваков" в здание народного  дома  и
сгоряча подожгли его, мстя за подлое нападение, за убитых и раненых. Пе-
чать окрестила эти события "зверствами черносотенцев".
   Эсерка Мария Спиридонова убивает на улице чиновника гражданского  ве-
домства. Из тюрьмы переправляет на волю бредовое письмо, обвиняя  допра-
шивавших ее жандармов в пытках и изнасиловании. Позже на суде она  отка-
жется от этих показаний, к тому же учиненная по горячим следам эксперти-
за не обнаружит следов пыток и констатирует, что девственность юной  фу-
рии никоим образом не нарушена. Однако оба офицера уже застрелены боеви-
ками...
   Только за первые шесть месяцев 1906 г. революционерами убито 499  че-
ловек - но Дума, к недоумению иностранных журналистов,  пытается  прота-
щить закон об амнистии за любые преступления, если только они имеют  по-
литический характер!
   Террористка, дочь  якутского  вице-губернатора  (!),  отправленная  в
швейцарский санаторий подлечить головку, прямо в  лечебнице  убивает  из
пистолета немецкого купца, имевшего несчастье быть похожим  на  министра
Дурново...
   Впрочем, это началось еще с Веры Засулич - когда юная особа,  всадив-
шая шесть пуль в "царского сатрапа", была не только оправдана судом,  но
и встречена аплодисментами толпы.
   Считалось само собой разумеющимся, что человек из "образованного  об-
щества" должен желать поражения России в японской войне. Купец, эмигрант
П. Бурышкин с горечью пишет в своих воспоминаниях, что "образованное об-
щество" проявляло фантастическое равнодушие к деятельности и нуждам рос-
сийских предпринимателей, купцов, заводчиков. "Купчина толстопузый"  был
лишь персонажем фельетонов и карикатур... [23]
   Однако и среди "образованного общества" находились  смелые,  болевшие
за Россию люди, не побоявшиеся выступить против либеральной чумы. В 1909
г. появилась книга "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции", кото-
рую можно охарактеризовать кратко: "Интеллектуалы против  интеллигентов"
[38].
   В самом деле, наша милейшая интеллигенция обожает  в  спорах  с  про-
ворством карточного шулера подменять понятия. Тот, кто выступает  против
"интеллигенции", обвиняется в том, что... выступает  против  интеллекта,
против культуры, знаний, образования. На сем скользком поприще  интелли-
генция не чурается ни подлогов, ни лжи, ни демагогии.
   В жизни обстоит как раз наоборот. Интеллект - это одно,  а  "интелли-
гент" - это другое. Авторы сборника "Вехи" - не  какие-то  полуграмотные
лабазники-охотнорядцы*, а люди, с чьими именами прочно  связаны  эпитеты
"известный", "выдающийся". Бердяев, С. Булгаков,  Гершензон,  Кистяковс-
кий, Струве, Изгоев, Франк - интеллектуалы, историки, экономисты,  фило-
софы.

   * Слово "охотнорядцы" носит в интеллигентской  литературе  после  из-
вестных беспорядков 80-х гг. прошлого века символ чего-то зверски  реак-
ционного. Однако что плохого в том, что частные предприниматели разогна-
ли демонстрацию буйствующих юнцов-радикалов, пусть и приложив кому-то по
шее?

   Приведу лишь наиболее знаменательные отрывки, отнюдь не вырванные  из
общего контекста...
   Н.А. БЕРДЯЕВ: "В русской интеллигенции рационализм сознания сочетался
с исключительной эмоциональностью и со слабостью  самоценной  умственной
жизни... Сама наука и научный дух не привились у нас, были восприняты не
широкими массами интеллигенции, а  лишь  немногими.  Ученые  никогда  не
пользовались у нас особенным уважением и популярностью, и если они  были
политическими индефференистами, то сама  их  наука  считалась  ненастоя-
щей..."
   С.Н. БУЛГАКОВ: "Весь идейный багаж, все духовное оборудование  вместе
с передовыми бойцами, застрельщиками, агитаторами,  пропагандистами  был
дан революции интеллигенцией. Она духовно оформляла инстинктивные стрем-
ления масс, зажигала их своим энтузиазмом, словом, была нервами и мозгом
гигантского тела революции. В этом смысле революция есть духовное детище
интеллигенции, а следовательно, ее история  есть  исторический  суд  над
этой интеллигенцией... Наша интеллигенция в своем западничестве не пошла
дальше внешнего усвоения новейших политических и социальных идей Запада,
причем приняла их в связи с наиболее резкими и крайними формами  филосо-
фии просветительства (т.е. атеизма - А.Б.). Вначале было  варварство,  а
затем воссияла цивилизация, т.е. просветительство, материализм,  атеизм,
социализм - вот несложная философия истории среднего  русского  интелли-
гента...
   Героизм - вот то слово, которое выражает, по моему  мнению,  основную
сущность интеллигентского мировоззрения и идеала, притом героизм  самоо-
божания... Интеллигент, особенно временами, впадал в состояние героичес-
кого экстаза с явно истерическим оттенком. Россия должна быть спасена, и
спасителем ее может и должна явиться интеллигенция вообще и даже  имярек
в частности - и помимо его нет спасителя и нет  спасения...  Героический
интеллигент не довольствуется поэтому ролью  скромного  работника  (даже
если он и вынужден ею ограничиваться), его мечта - быть спасителем чело-
вечества или по крайней мере русского народа... Для него необходим  (ко-
нечно, в мечтаниях) не обеспеченный минимум, но героический  максимум...
Даже если он и не видит возможности сейчас осуществить этот  максимум  и
никогда ее не увидит, в мыслях он занят только им. Он делает  историчес-
кий прыжок в своем воображении и, мало интересуясь перепрыгнутым  путем,
вперяет свой взор лишь в самую светлую точку на краю исторического гори-
зонта... Во имя веры в программу лучшими  представителями  интеллигенции
приносятся жертвы жизнью,  здоровьем,  свободой,  счастьем...  ("худшие"
представители интеллигенции, которых гораздо больше, охотнейше  приносят
в жертву чужие жизни, здоровье, свободу и  счастье  -  А.Б.).  Хотя  все
чувствуют себя героями, одинаково призванными быть провидением и  спаси-
телями, но они не сходятся в способах и путях этого спасения... С интел-
лигентским движением происходит нечто вроде  самоотравления...  Интелли-
генция, страдающая "якобинизмом",  стремящаяся  к  "захвату  власти",  к
"диктатуре" во имя народа, неизбежно разбивается и распыляется на  враж-
дующие меж собой фракции, и это чувствуется тем острее, чем выше  подни-
мается температура героизма... Герой есть до некоторой степени  сверхче-
ловек, становящийся по отношению к ближним своим в горделивую и вызываю-
щую позу спасителя, и при всем своем стремлении к демократизму  интелли-
генция есть лишь особая разновидность сословного аристократизма, надмен-
но противопоставляющая себя "обывателям". Кто жил в интеллигентских кру-
гах, хорошо знает это высокомерие и самомнение, сознание своей  непогре-
шимости и пренебрежение к инакомыслящим... Вследствие своего максимализ-
ма интеллигенция остается малодоступна к доводам исторического  реализма
и научного знания...
   ...В нашей литературе много раз указывалась духовная оторванность на-
шей интеллигенции от народа.  По  мнению  Достоевского,  она  пророчески
предсказана была уже Пушкиным, сначала в образе вечного скитальца Алеко,
а затем Евгения Онегина... И действительно, чувства кровной исторической
связи, сочувственного интереса, любви к своей истории, эстетического  ее
восприятия поразительно мало у интеллигенции, на ее палитре  преобладают
две краски, черная для прошлого и розовая для будущего..."
   М.О. ГЕРШЕНЗОН: "Что делала наша интеллигентская мысль последние пол-
века? Я говорю, разумеется, об интеллигентской массе. Кучка революционе-
ров ходила из дома в дом и стучала в каждую дверь: "Все на улицу! Стыдно
сидеть дома!" - и все создания высыпали на площадь: хромые, слепые, без-
рукие, ни одно не осталось дома. Полвека толкутся они на площади, голося
и перебраниваясь. Дома - грязь, нищета, беспорядок,  но  хозяину  не  до
этого. Он на людях, он спасает народ - да оно и легче, и  занятнее,  чем
черная работа дома. Никто не жил - все делали (или делали вид, что дела-
ют) общественное дело... а в целом интеллигентский быт ужасен: подлинная
мерзость запустения, ни  малейшей  дисциплины,  ни  малейшей  последова-
тельности даже во внешнем, день уходит неизвестно на что, сегодня так, а
завтра, по вдохновению, все вверх ногами; праздность, неряшливость,  го-
мерическая неаккуратность в личной жизни, наивная  недобросовестность  в
работе, в общественных делах необузданная склонность к деспотизму и  со-
вершенное отсутствие уважения к чужой личности, перед властью то  гордый
вызов, то покладистость - не коллективная*, я не о ней  говорю,  а  лич-
ная...

   * Насмотрелись и коллективной покладистости, групповых призывов "раз-
давить гадину" и в 37-м, и в 93-м...

   Примечание ко 2-му изданию: эта характеристика нашей  интеллигентской
массы была признана клеветою и кощунством**. Но вот что, десять лет  на-
зад, писал Чехов: "Я не верю в нашу интеллигенцию,  лицемерную,  фальши-
вую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает
и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр"  (письмо  к  И.И.
Орлову 22 февраля 1889 г. в вышедшем на днях сборнике писем А.П.  Чехова
под ред. Бочкарева). Последние слова Чехова содержат в себе  верный  на-
мек: русская бюрократия есть в значительной мере плоть от плоти  русской
интеллигенции...
   ...Чем подлиннее был талант, тем ненавистнее ему были  шоры  интелли-
гентской общественно-утилитарной морали, так  что  силу  художественного
гения у нас почти безошибочно можно было измерять степенью его ненависти
к интеллигенции: достаточно назвать гениальнейших: Л. Толстого и  Досто-
евского, Тютчева и Фета... То, чем жила интеллигенция, для  них  не  су-
ществовало... в лице своих духовных вождей она  (интеллигенция  -  А.Б.)
творила партийный суд над свободной истиной творчества и выносила приго-
воры: Тютчеву - за невнимание, Фету - за посмеяние, Достоевского  объяв-
ляла реакционным, а Чехова индифферентным... А масса этой  интеллигенции
была безлична, со всеми свойствами стада: тупой косностью своего радика-
лизма и фанатической нетерпимостью. Могла ли эта кучка искалеченных  душ
остаться близкой народу?

   ** Ну разумеется, шум после выхода книги поднялся  страшный,  удивля-
юсь, как никого из авторов тогда не убили...  Однако  взбешенная  "либе-
ральная интеллигенция" разослала по России ораторов, читавших  лекции  о
реакционности, полнейшем ничтожестве и профессиональной несостоятельнос-
ти авторов "Вех"...

   ...Она выбивалась из сил, чтобы просветить народ,  она  засыпала  его
миллионами экземпляров популярно-научных книжек, учреждала для него биб-
лиотеки и читальни, издавала для него дешевые журналы - и все без толку,
потому что она не заботилась о том, чтобы приноровить весь этот материал
к его уже готовым понятиям, и объясняла ему частные вопросы  знания  без
всякого отношения к его центральным убеждениям, которых она не только не
знала, но даже не предполагала ни в нем, ни вообще в человеке... Сонмище
больных, изолированных в родной стране, - вот что такое русская интелли-
генция... в длинной веренице интеллигентских типов,  зарисованных  таким
тонким наблюдателем, как Чехов, едва ли  найдется  пять-шесть нормальных
человек. Наша интеллигенция на  девять  десятых  поражена  неврастенией:
между ними почти нет здоровых людей - все желчные, угрюмые,  беспокойные
лица, искаженные какой-то тайной неудовлетворенностью,  все  недовольны,
не то озлоблены, не то огорчены..."
   А.С. ИЗГОЕВ: "До последних революционных лет творческие даровитые на-
туры в России как-то сторонились от революционной интеллигенции, не  вы-
нося ее высокомерия и деспотизма".
   Б.А. КИСТЯКОВСКИЙ: "Русская интеллигенция никогда не  уважала  права,
никогда не видела в нем ценности, из всех культурных ценностей право на-
ходилось у нас в наибольшем загоне. При таких условиях у нашей  интелли-
генции не могло создаться и прочного правосознания, напротив,  последнее
стоит на крайне низком уровне развития... Русская интеллигенция  состоит
из людей, которые ни индивидуально, ни социально не  дисциплинированы...
В идейном развитии нашей интеллигенции, поскольку оно отразилось в лите-
ратуре, не участвовала ни одна правовая идея. И теперь в той совокупнос-
ти идей, из которой слагается мировоззрение  нашей  интеллигенции,  идея
права не играет никакой роли".
   П.Б. СТРУВЕ: "В 60-х годах с их развитием журналистики и публицистики
"интеллигенция" явственно отделяется от образованного класса, как  нечто
духовно особое. Замечательно, что наша национальная литература  остается
областью, которую интеллигенция не может  захватить.*  Великие  писатели
Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Чехов не носят  интел-
лигентского лика... даже Герцен, несмотря на свой  социализм  и  атеизм,
вечно борется в себе с интеллигентским ликом...

   * Увы, с тех пор произошли роковые перемены.

   ...Интеллигенция нашла в народных массах лишь смутные инстинкты,  ко-
торые говорили далекими голосами слившимися в какой-то гул. Вместо того,
чтобы этот гул претворить систематической воспитательной работой в  соз-
нательные членораздельные  звуки  национальной  личности,  интеллигенция
прицепила к этому гулу свои короткие книжные формулы.  Когда  гул  стих,
формулы повисли в воздухе..."**

   ** Точное описание нашей "перестройки"...

   С.Л. ФРАНК: Русский интеллигент не знает никаких  абсолютных  ценнос-
тей, кроме критериев, никакой ориентировки  в  жизни,  кроме  морального
разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые  и
злые.* У нас нужны особые, настойчивые указания,  исключительно  громкие
призывы, которые для большинства звучат всегда несколько неестественно и
аффектированно... Ценности теоретические, эстетические,  религиозные  не
имеют власти над сердцем русского интеллигента, ощущаются  им  смутно  и
неинтенсивно и, во всяком случае, всегда  приносятся  им  в  жертву  мо-
ральным ценностям... Начиная с восторженного поклонения естествознанию в
60-х годах и кончая самоновейшими научными увлечениями вроде эмпириокри-
тицизма, наша интеллигенция искала в мыслителях и их системах не  истины
научной, а пользы для жизни, оправдания или освящения какой-либо общест-
венно-моральной тенденции... Эта характерная особенность русского интел-
лигентского мышления - неразвитость в нем того, что Ницше называл интел-
лектуальной совестью, - настолько общеизвестна и очевидна, что разногла-
сия может вызвать, собственно, не ее констатация, а лишь ее оценка...

   * Блестящее подтверждение того, что эти слова нисколько не  устарели,
мы имеем и в наши дни. Российский парламент 1993 г. был "плохой" - и его
можно расстрелять из танков. Белорусский парламент 1996 г. был "хороший"
- и Лукашенко, распустивший его (всего лишь распустив!), - фашист и  ти-
ран...

   ...Лучи варварского  иконоборчества,  неизменно  горящие  в  интелли-
гентском сознании..."
   После Октября интеллектуалов либо уничтожали, либо высылали за грани-
цу (как произошло и с некоторыми авторами "Вех")  -  зато  интеллигенция
самым великолепным образом устроилась при большевиках, поскольку ее  ми-
ровоззрению как нельзя лучше отвечали идеи "всемирного пожара" и "нового
искусства". Двадцать лет после революции интеллигенция правила бал, пока
реалист Сталин не выбрал синицу в руках - и интеллигентов долго  топтали
сапогами в тех же самых подвалах, где они сами измывались над теми,  кто
входил в понятие "неизбежные издержки".
   Лучше всего о том, что и сегодня не потеряла актуальности  ни  единая
строчка "Вех", свидетельствует статья Солженицына  "Образованщина",  вы-
шедшая в 1974 г. [75].
   Солженицын: "Интеллигенция сумела раскачать  Россию  до  космического
взрыва, но не сумела управить ее обломками. Потом, озираясь  из  эмигра-
ции, сформулировала интеллигенция оправдание себе: оказался "народ -  не
такой", "народ обманул ожидания интеллигенции". Так в этом и состоял ди-
агноз "Вех", что, обожествляя народ, интеллигенция не знала его, была от
него безнадежно отобщена!"
   И не только "отобщена"... Тот же С.Н. Булгаков предупреждал, что вера
в чудо преобразования мира и души человека может привести к "особой раз-
новидности духовного аристократизма, надменно противопоставляющего  себя
обывателям". И разъяснял свою мысль подробно: "В своем отношении к наро-
ду, служение которому ставит своей задачей интеллигенция, она  постоянно
и неизбежно колеблется между двумя крайностями - народопоклонничества  и
духовного аристократизма. Потребность  народопоклонничества...  вытекает
из самих основ интеллигентской веры. Но из нее же с необходимостью выте-
кает и противоположное - высокомерное отношение к народу как  к  объекту
спасительного воздействия, как  к  несовершеннолетнему,  нуждающемуся  в
няньке  для  воспитания  "сознательности",  непросвещенному  в  интелли-
гентском смысле слова".
   Этот "духовный аристократизм" привел к тому, что в  первые  годы  Со-
ветской власти среди лютовавших чекистов хватало самых что  ни  на  есть
патентованных интеллигентов - от Менжинского до доктора Кедрова. (По не-
коему странному совпадению чуть ли не вся гитлеровская верхушка состояла
опять-таки из классической интеллигенции - неудачливый художник,  фарма-
цевт, журналисты, вообще гуманитарии, не добившиеся, стоит  подчеркнуть,
успехов в науке и оттого создавшие свою, людоедскую.  Альфред  Розенберг
получил прекрасное образование, кстати, в высших учебных заведениях Рос-
сийской империи - рассадниках интеллигенции.)
   И народники, и большевистские интеллигенты, и соратники Гитлера - все
вместе подходят под определение известного социалиста М. Бакунина: "Осо-
бенно страшен  деспотизм  интеллигентного  и  потому  привилегированного
меньшинства, будто бы лучше разумеющего настоящие интересы  народа,  чем
сам народ. Во-первых, представители этого меньшинства попытаются во  что
бы то ни стало уложить в прокрустово ложе своего  идеала  жизнь  будущих
поколений. Во-вторых, эти двадцать или тридцать ученых-интеллигентов пе-
регрызутся между собой".
   И, наконец, слово известному социологу и публицисту Н.Я.  Данилевско-
му, еще в 1871 г. писавшему: "Примеры гармонического внутреннего  разви-
тия народной образованности вообще не слишком часты, и лучшим из них мо-
жет служить Англия... Без такой народной основы так называемая  интелли-
генция не что иное, как более или менее многочисленное собрание довольно
пустых личностей, получивших извне почерпнутое образование,  не  перева-
ривших и не усвоивших его, а только перемалывающих в голове,  перебалты-
вающих языком ходячие мысли, находящиеся в ходу в данное время под  пош-
лою этикеткою современных" [55].
   Далее Данилевский пишет вовсе уж пророчески: "Но как ни  внешне  наше
русское просвещение, как ни оторвана наша интеллигенция  (в  большинстве
своем) от народной жизни, она не встречает, однако же, в русском  народе
и в России tabulam rasam* для своих цивилизаторских  опытов,  а  должна,
волею или неволею, сообразоваться с веками установившимся и окрепшим на-
родным бытом и порядком вещей. Для самого изменения этого порядка интел-
лигенция принуждена опираться, часто сама того не замечая,  на  народные
же начала, когда же забывает об этом (что нередко случается), то  народ,
составивший уже долгим историческим опытом общественный организм, извер-
гает из себя чуждое, хотя бы то было посредством гнойных ран, или как бы
облегает его хрящеватою оболочкою и обособляет от всякого живого общения
с народным организмом; и чуждое  насаждение,  в  своей  мертвенной  фор-
мальности, хотя и мешает, конечно, правильному ходу народной  жизни,  но
не преграждает его, и она обтекает и обходит его мимо".

   * Чистую доску (латинск.)

   Первое утверждение, об иммунитете народа к  интеллигентским  бредням,
оказалось ошибкой (надо помнить, эти слова написаны до того, как  вспых-
нул народовольческий террор, никто не мог и предполагать,  что  гангрена
так распространится...). Увы, "цивилизаторские опыты"  продолжались  де-
сятки лет и вовлекли в свою орбиту все население России.  Но  вот  впос-
ледствии... Все по Данилевскому. Когда схлынул угар первых перестроечных
лет, когда стало ясно, что былые кумиры не более чем  пустословы,  когда
вместо митингов все, кто хоть что-то собой представлял, смогли  заняться
реальным делом (как бы ни был уродлив и сюрреалистичен нынешний  капита-
лизм) - так называемая "демократическая интеллигенция" полностью потеря-
ла прежнее влияние на общество и практически выпала из  жизненного  про-
цесса. И вновь отступила на свои кухоньки "перебалтывать языком" (но  на
сей раз потеряла еще и тех из своей среды, кто опять-таки занялся  делом
и посему добровольно отрекся от звания  интеллигента,  несовместимого  с
нормальной работой, нормальными заработками, нормальной  жизнью,  несвя-
занной с "вечной борьбой").
   Разумеется, интеллигенция ничего не поняла и ничему не  научилась.  И
мгновенно подыскала очередные убогие формулы, не имеющие ничего общего с
реальным положением дел: есть вещи выше рынка.  Раньше  мешали  реализо-
ваться злобные коммунисты, теперь же - тупые "новые  русские"...  И  так
далее. И невдомек им, ущербным и озлобленным, что за душой у  них  и  не
было ничего - ни подлинных знаний, ни деловой энергии, ни малейшей  спо-
собности хоть что-то создавать. Вместо знаний была модная  публицистика,
вместо деловых качеств - беспочвенная вера в то, что  государство  будет
содержать и далее. Когда в свое время Маргарет Тэтчер железной рукой об-
резала финансирование всевозможным "институтам" и  "аналитическим  цент-
рам", где безрезультатно переливали из пустого в порожнее (вроде пресло-
вутого Института изучения апартеида, годами сочинявшего пухлые бессодер-
жательные обзоры, перепевавшие всем известные истины), тамошняя  образо-
ванщина чуть ли не теми же самыми словами, что и отечественные оголодав-
шие "соловьи", обвиняла Железную леди в покушении на культуру. Ибо рабо-
тать и делать дело никто не умел, но  кушать  хотелось  -  вот  и  отож-
дествляется собственное безденежье с гибелью культуры...
   Вовсе уж неожиданное сходство и с " Вехами", и с работой  Солженицына
мы находим в книге английского литературоведа Карен Хьюитт "Понять  Бри-
танию", написанной специально для того, чтобы лучше объяснить  сегодняш-
нему россиянину состояние дел и умов в Великобритании: "...  вас  удивит
отсутствие "интеллигенции"... Мы называем людей, чей  труд  зиждится  на
специальном умственном усилии, - "профессионалами"... Чего им недостает*
- так это чувства принадлежности к особой группе или классу с четко про-
являющейся национальной ответственностью за поддержание духовных ценнос-
тей народа. Необходимо предостеречь вас, что многие британцы находят са-
мо это понятие не только причудливым, но и агрессивным. (Молодцы британ-
цы! - А. Б.) У британского рабочего имеются свои ценности. Он не ждет от
британской интеллигенции, чтобы она маршировала, размахивая  флагом  ду-
ховности и защищала его интересы - а ведь именно в таком  ключе  русские
частенько рассказывают мне, что такое  ваша  интеллигенция...  Я  нахожу
бессмысленным вопрос, который задают многие  русские:  "Есть  ли  у  вас
группа, подобная нашей интеллигенции, хранящая духовные ценности общест-
ва?" [204].

   * В слово "недостает" англичанка не вкладывает ни сожаления, ни  иных
отрицательных эмоций. Она лишь имеет в виду, что английским профессиона-
лам подобное чувство не присуще.

   Браво и брависсимо... Ни в  одной  стране  мира,  кроме  России,  нет
"группы, хранящей духовные ценности" - поскольку таковые ценности и  без
того принадлежат всем и защищены всей мощью свободного государства.  Ни-
кому в цивилизованном мире не нужен посторонний "хранитель", якобы  слу-
жащий совестью других. Повсюду в цивилизованном мире пользуется уважени-
ем лишь тот, кто честно зарабатывает себе на хлеб, а если и получает жа-
лованье от государства - то опять-таки за конкретную пользу обществу,  а
не расплывчатое "хранение духовных ценностей".
   У нас же до сих пор все наоборот. Нормально работать и хорошо зараба-
тывать считается бесчестьем. Правда, в последние годы власть  наконец-то
перестала платить за "полезность", и многие интеллигенты, оказавшись пе-
ред необходимостью добывать хлеб насущный, едва не сошли  с  ума.  Малая
часть сумела переквалифицироваться в нормальных работников  -  и  с  ра-
достью отбросила прежние  бредни  (сужу  по  виденным  лично  примерам).
Кто-то окончательно опустился. Кое-кто сумел зацепиться за днище "кораб-
ля капитализма". В моем родном Красноярске группка особо закоренелых ин-
теллигентов сотрудничает в бульварной газетке, славной объявлениями  те-
лефонных  проституток.  Правда,  чтобы  сохранить  видимость   приличий,
кое-кто из них регулярно объявляет в той же газетке, что сам-то он лично
к подобной практике относится крайне отрицательно, и уж свою-то доченьку
ни за что в проститутки не пошлет - а вслед за  тем  с  комической  важ-
ностью предается привычному интеллигентскому рукоблудию: клеймит все не-
угодное, выносит безапелляционные приговоры тем, кто удачливее и богаче,
называет видных политиков уменьшительными именами, прямо  оскорбляет.  К
примеру, некий голоштанный мальчик  в  той  же  газетке  назвал  Лужкова
"ельцинской шестеркой", а другой, постарше и потасканное, окрестил  Коб-
зона "главарем московской мафии") - одним словом, пользуясь кратким  ми-
гом сытости, продолжает делать то, что авторы "Вех" осмеяли еще девянос-
то лет назад...
   Вообще-то, и на хваленом Западе водилась порой самая что ни  на  есть
патентованная интеллигенция. Отечественные либеральные публицисты  поче-
сывали в затылках: отчего это могучие зарубежные умы вроде Уэллса,  Шоу,
Фейхтвангера словно бы и не замечали ужасов красного террора? Да  потому
и не замечали, что (как о том сами писали недвусмысленно)  по  известной
интеллигентской привычке расценивали все происходящее в России как вели-
кий эксперимент, оправдывающий любые жертвы. Достаточно вдумчиво  прочи-
тать "Россию во мгле" Уэллса, эссе Шоу, чтобы  убедиться  -  мэтры  были
прямо-таки заворожены экспериментом...
   Кстати, вы помните, что несколько лет назад одна молдавская  поэтесса
при участии всамделишнего священника обвенчалась  с  памятником  Стефану
Великому, стоящим в Кишеневе? Как писал мой злоязычный друг-молдаванин -
теперь ждут, что родит булыжник...
   О роли интеллигенции в катавасии последних десяти лет я не расположен
писать - тошнит. Скажу лишь, что визжавшая в свое время  на  площадях  и
телеэкранах интеллигенция понятия не имела о последствиях: как ни  пара-
доксально, она сама, своими руками выкопала себе могилу, приблизив  нас-
тупление такого порядка, которому легионы бездельников и трепачей, якобы
"хранящих духовные ценности", более не нужны. Как бы  ни  относиться  ко
всем преобразованиям последних лет, я поставил бы Ельцину  памятник  при
жизни за одно-единственное его деяние: за то, что он  приближает  время,
при котором будут цениться лишь сугубые профессионалы, а  не  "трубадуры
демократии", ничего другого делать не умеющие. Раз в России вымирает ин-
теллигенция - Россия не погибла. Главное, нынешняя образованщина уже  не
сможет никогда воспроизводить себе подобных. Эти - последние. Туда им  и
дорога.
   Динозаврики, конечно, еще копошатся. Интеллигенты, мелкие  бесы,  еще
сохраняют какой-то минимум влияния и воздействия на привыкшие  к  отраве
умы. Поскольку разрушать вроде бы и нечего (да и не даст частный  владе-
лец разрушать то, что построено на его  земле),  нынешняя  интеллигенция
сейчас пробавляется за счет всевозможной бесовщины: "контактеры", летаю-
щие тарелки, штопка астрала и починка чакры,  еретические  бредни  вроде
"учения Рериха" и поисков "аномальных зон". Комичнейшее впечатление  ос-
тавляют бородатые "вечные мальчики", еще нынче утром стоявшие на молебне
в православной церкви, а к вечеру с умным видом рассуждающие  о  "карме"
или "прошлых жизнях" - и не ведают, бессмысленные, что эти понятия  про-
тиворечат самой сути христианства (ислама, кстати, тоже). Ну, и бульвар-
ная журналистика выручает, читателю еще долго не надоедят сенсации  типа
"Гигантский кузнечик в штате Айова слопал бабушку!", "Телефон-автомат из-
насиловал блондинку!", "В пещере под Красноярском живет призрак  фараона
Рамзеса!" Кое-кто ударяется в то, что по дурости своей именует "толкова-
нием Библии", забыв, что богословие - самая  старая  на  планете  наука,
насчитывающая уже почти два тысячелетия, и, прежде чем выдергивать цита-
ты из наспех пролистанного Писания, следует изучить труды серьезных  бо-
гословов...
   Еще в 1340 г. преподаватели юридического факультета  Парижского  уни-
верситета письменно постановили, что претендовать на место в науке  сле-
дует лишь тогда, когда имеешь что-то за спиной:
   "Мы полагаем, что там, где отсутствует фундамент, нельзя  производить
надстройку, и что не через нарушение последовательности степеней, а пос-
тепенно и своевременно должно восходить к более высоким должностям и на-
укам. И так как грамматика, логика, физика и прочие  низшие  науки  есть
путь и основание к другим, более высоким знаниям, устанавливаем и  пред-
писываем, что никто не должен допускаться к степени бакалавра каноничес-
кого права на юридическом факультете в Париже, сколько бы он  ни  слушал
декретов и декреталий, если он сначала не будет достаточно тверд  в  на-
чальных знаниях".
   Увы, с изучением Библии обстоит наоборот - народишко  с  простодушным
цинизмом бросается выдвигать "эпохальнейшие" гипотезы на библейские  те-
мы, не получив предварительно и капли "начальных знаний"...
   Последним грешком страдал и Лев Толстей, которого в свое время  отлу-
чили от церкви за конкретные еретические прегрешения.  Вольнодумствующий
граф в гордыне своей начал буквально кроить Евангелие  на  кусочки  и  с
важным видом объяснять: вот в этот эпизод он верит, а этому у него дове-
рия нет... Вот и отлучили - за ересь.
   Мне попался любопытный документ: воспоминания игумена Оптинского ски-
та отца Феодосия, относящиеся к осени 1908 г.:
   "Бес в образе Льва Толстого.
   Собралась собороваться группа богомольцев, душ четырнадцать, исключи-
тельно женщин. В числе их была одна, которая собороваться не пожелала, а
попросила позволения  присутствовать  зрительницей  при  совершении  та-
инства.
   По совершении таинства, смотрю, подходит ко мне та  женщина,  отводит
меня в сторону и говорит:
   - Батюшка, я хочу исповедаться и, если разрешите, завтра причаститься
и у вас пособороваться.
   На другой день я разрешил ее от греха, допустил к причастию и  объяс-
нил, чтобы она собороваться пришла в тот же день часам к двум пополудни.
На следующий день женщина эта пришла ко мне несколько раньше назначенно-
го часа, взволнованная и перепуганная.
   - Батюшка, - говорит, - какой страх был со мною нынешнею  ночью!  Всю
ночь меня промучил какой-то высокий страшный старик, борода  всклокочен-
ная, брови нависли, а из-под бровей такие острые глаза, что как иглой  в
мое сердце впивались. Как он вошел в мой номер, не  понимаю:  не  иначе,
это была нечистая сила...
   - Ты думаешь, - шипел он на меня злобным шепотом, - что  ты  ушла  от
меня? Врешь, не уйдешь! По монахам стала шляться да каяться - я тебе по-
кажу покаяние! Ты у меня не так еще завертишься: я тебя и в блуд  введу,
и в такой грех, и в этакий...
   И всякими угрозами грозил ей страшный старик и не во  сне,  а  въяве,
так как бедная женщина до самого утреннего правила - до трех часов  утра
- глаз сомкнуть не могла от страха. Отступил он  от  нее  только  тогда,
когда соседи ее по гостинице стали собираться идти к правилу.
   - Да кто же ты такой? - спросила его, вне себя от страха, женщина.
   - Я - Лев Толстой! - ответил страшный и исчез.
   - А разве не знаешь, - спросил я, - кто такой Лев Толстой?
   - Откуда мне знать? Я неграмотная.
   - Может быть, слышала? - продолжал я допытываться. - Не читали  ли  о
нем чего при тебе в церкви?
   - Да нигде, батюшка, ничего о таком человеке  не  слыхала,  да  и  не
знаю, человек ли он или что другое".
   "Таков рассказ духовника Оптиной пустыни, - заключает церковный  ком-
ментатор. - Что это? Неужели Толстой настолько стал "своим" в том страш-
ном мире, которому служит своей антихристианской проповедью, что  в  его
образ перевоплощается сила нечистая?" [156].
   Так может случиться и с нашими интеллигентами: совсем не берут в рас-
чет, что неверие в иные неприглядные места, лежащие по ту сторону, вовсе
не избавит от попадания туда...

                                                        Красноярск, 1997


далее ...

На главную

КИЕВСКАЯ РУСЬ

Хронология княжения

879 - 912 Олег Вещий
912 - 946 Игорь Старый
946 - 972 Святослав I, Великая княгиня Ольга
972 - 980 Ярополк Святославич
980 -1015 Владимир I Святославич Красное Солнышко
1015-1015 Святополк I Ярополкович Окаянный
1015-1017 Ярослав Владимирович Мудрый
1017-1019 Святополк I Ярополкович Окаянный
1019-1054 Ярослав Владимирович Мудрый
1054-1068 Изяслав Ярославич
1068-1069 Всеслав Брячиславович Полоцкий
1069-1073 Изяслав Ярославич
1073-1076 Святослав II Ярославич
1076-1076 Всеволод I Ярославич
1077-1078 Изяслав Ярославич
1078-1093 Всеволод I Ярославич
1093-1113 Святополк II Изяславич
1113-1125 Владимир II Всеволодович Мономах
1125-1132 Мстислав Владимирович
1132-1139 Ярополк Владимирович
1139-1139 Вячеслав Владимирович
1139-1146 Всеволод II Ольгович
1146-1146 Игорь Ольгович
1146-1149 Изяслав Мстиславич
1149-1150 Юрий Владимирович Долгорукий
1150-1150 Вячеслав Владимирович
1150-1150 Изяслав Мстиславич
1150-1150 Юрий Владимирович Долгорукий
1151-1154 Изяслав Мстиславич
1154-1154 Ростислав Мстиславич
1155-1155 Изяслав Давыдович
1155-1157 Юрий Владимирович Долгорукий
1157-1159 Изяслав Давыдович
1159-1159 Ростислав Мстиславич
1159-1160 Изяслав Давыдович
1160-1168 Ростислав Мстиславич
1168-1169 Мстислав Изяславич

РУСЬ ВЛАДИМИРСКАЯ

Хронология княжения

1169-1174 Андрей Юрьевич Суздальский (Боголюбский)
1174-1174 Ярополк Ростиславич
1174-1176 Михаил Юрьевич
1176-1212 Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо
1212-1216 Юрий Всеволодович
1216-1218 Константин Всеволодович Добрый
1218-1238 Юрий Всеволодович
1238-1246 Ярослав Всеволодович
1246-1248 Святослав Всеволодович
1248-1248 Михаил Ярославич Хоробрит
1248-1252 Андрей Ярославич
1252-1263 Александр Ярославич Невский
1264-1272 Ярослав Ярославич
1272-1276 Василий Ярославич
1276-1281 Дмитрий Александрович
1281-1283 Андрей Александрович
1283-1294 Дмитрий Александрович
1294-1304 Андрей Александрович
1304-1318 Михаил Ярославич Тверской
1319-1322 Юрий Даниилович Московский
1322-1326 Дмитрий Михайлович Тверской
1326-1327 Александр Михайлович Тверской

РУСЬ МОСКОВСКАЯ

Хронология княжения

1328-1341 Иван I Даниилович Калита
1341-1353 Симеон Иванович Гордый
1353-1359 Иван II Иванович Милостивый
1359-1363 Дмитрий Константинович Суздальский
1363-1389 Дмитрий Иванович Донской
1389-1425 Василий I Дмитриевич
1425-1433 Василий II Васильевич
1433-1434 Юрий Дмитриевич
1434-1462 Василий II Васильевич Темный

РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО

Хронология правления

1462-1505 Иван III Васильевич
1505-1533 Василий III Иванович
1533-1584 Иван IV Васильевич Грозный
1584-1598 Федор Иванович
1598-1605 Борис Федорович Годунов
1605-1605 Федор Борисович Годунов
1605-1606 Лжедмитрий I
1606-1610 Василий IV Шуйский
1610-1613 Смутное время. Семибоярщина
1613-1645 Михаил Федорович Романов
1645-1676 Алексей Михайлович Романов Тишайший
1676-1682 Федор Алексеевич Романов
1682-1696 Иван V Романов, Петр I

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Хронология правления

1696-1725 Петр I Алексеевич Романов
1725-1727 Екатерина I Алексеевна
1727-1730 Петр II Алексеевич
1730-1740 Анна Ивановна
1740-1741 Иван VI Антонович
1741-1761 Елизавета Петровна
1761-1762 Петр III Федорович
1762-1796 Екатерина II Алексеевна
1796-1801 Павел I Петрович
1801-1825 Александр I Павлович
1825-1855 Николай I Павлович
1855-1881 Александр II Николаевич
1881-1894 Александр III Александрович
1894-1917 Николай II Александрович

   2010© Историко-биографическая энциклопедия Руси